Вот набрал я свои записки, перечитал. Какое-то сплошное брюзжание! Нет, я белый и пушистый, и объективно - теплоход замечательный и "Водоходъ" - отличная компания. Вынесу это в предисловие. Просто были у меня некоторые личные мотивы, не располагающие к веселью. Если обратить внимание на суть следующих ниже замечаний - так они в основном мелкие. А раз про многое молчу - значит придраться не могу. Немногочисленные крепкие выражения заменены синонимами в угловых скобках. Итак...
Подходил я к этому круизу с некоторой опаской, так как имел в прошлом году опыт круиза на 4-палубном "Дзержинском" в Питер, и было мне там, мягко говоря, скучно. Я надеялся на фирменный стиль работы "Водохода", знакомый по "Ильичу", но все-таки специфика 4-палубника оказалась сильнее. Не тот народ...
Отправление в 14.30 с СРВ. В 12.15 посадка уже велась. Стояли, к сожалению, вторым бортом, с "Нижним Новгородом". Наш теплоход выкрашен в водоходовском стиле "коричневая чума", "НН" (тоже водоходовский) - еще забавнее. Для него, похоже, не нашли красно-коричневой краски, и покрасили трубу в малиновый цвет - тем, что нашли.
Настроение приподнятое. Встречают под баян хлебом-солью. На регистрацию образовалась небольшая очередь, но ожидание не затянулось. До дверей каюты проводила проводница! Однако в паспорт заглянули.
Каюта отделана светлым пластиком, зеленый диванчик (скрипит), синее покрывало (!), холодильник висит на стене над головой (!), над столиком фото Калязинской колокольни в рамке. На столе - фирменная папка с программой круиза. На полке - табличка с именем проводницы. В шкафу - плед. Никакого ощущения унылости и коричневости, с ходу давившего на "Дзержинском"!
Под окном взрыв хохота - DmG встречает знакомых с "Ильича". Состоялось знакомство с DmG.
Распаковался. Белые махровые полотенца (маленькое и большое) оказались без вешалок, что, впрочем, не умаляет их чистоты и впитывающей способности. В санузле - мыло, два рулона туалетной бумаги. Под мыло (чудо!) - решетчатая мыльница на стенке (обычно приходится мучиться с мылом, лежащим и мокнущим на раковине). Под диваном обнаружились дурацкие держатели для спасжилетов, сумку с вещами сунуть проблематично. Окно не хочет защелкиваться в верхнем положении; впрочем, противовес его держит и открываться оно совсем не стремится. Шкафы мой и соседский представляют единое целое и поровну выступают с обеих сторон стены между каютами. Моя половина открывается ко мне, а зад торчит в каюте соседа, там - наоборот. Под шкафом никаких ножек, он полностью держится стеной, в которую вделан, и там очень удобно прописалась обувь.
Холодильник оказался неработающим - заменили на 3 день. А воспользоваться им я решил только на второй неделе поездки, когда началась жара.
Нет стула и графина. Спросил у администратора - что так? Выдали мгновенно. Однако по умолчанию в каютах этого действительно нет.
В коридоре третьей палубы совсем низкие потолки. Интуитивно пригибаю голову, чтобы не задеть плафон. Отмечаю отличие оформления коридоров от "Дзержинского": двери имеют контрастную по отношению к стенам расцветку и оформлены под дерево; нет ощущения, что ты в бесконечной пластиковой кишке, четко видно: вот стена, а вот - дверь. И цвета теплые, а не холодно-унылые.
Корма 2-й палубы конструктивно имеет навес, там в принципе можно находиться в плохую погоду (но трясет, шумно от двигателя и проход туда по палубе вдоль ресторана очень узкий, трудно расходиться с бабушками, у которых традиционно на затылке глаз нет). На верхней палубе постелен зеленый ковролин - получилась лужайка! И в дождь не скользко. Очень поднимает настроение. Нос с механизмами красиво раскрашен серым-черным-желтым-полосатым. Палубы в неидеальном, но нормальном состоянии.
Перед нами стоит 26-37 "Бенуа" с синими стеклопакетами. Стеклопакеты придают судну мертвый вид.
В холлах на палубах - удобные и красивые столы и стулья, по сути - мини-салоны.
Отошли почти по расписанию в 14.38 под двукратное "Прощание славянки".
Методист - Вячеслав Сергеевич Кондратьев - с прошлогоднего круиза на "Дзержинском", только там он был начальником круиза. Видимо, по старой памяти берет организаторские функции на себя и тут.
15.00. "Приветственный коктейль". Леди и джентльмены выпивают шампанское на "газоне" солнечной палубы. Капитан выступает САМ! Не пассажирский помощник, не методист, а именно капитан ведет собрание и знакомит туристов с руководителями всех служб теплохода. Всех представил, сказал пару слов про технику безопасности, продемонстрировал на матросе, как одевается спасжилет. Оказывается, сегодня день речного флота! В конце - тост: "За водоплавающих туристов!"
Каюта моя в носу, но ощутимо трясет. На корме - трясет просто конкретно. Оказалось, что это происходит только на малых оборотах двигателя - начинаются какие-то резонансные явления.
На первом ужине директор ресторана произносит вступительную речь, просит "не держать в себе" и по всем вопросам обращаться к официантам и метрдотелю. А также извиняется за скудный ассортимент спиртного из-за известных проблем с акцизными марками. Ну, спиртного я не употребляю.
Ресторан - что надо. Готовка, подача, обстановка - все на уровне. Официантки, метрдотель выстраиваются и приветствуют входящих туристов с весьма натуральными улыбками. А как блюда украшают! Самое главное достоинство - питание в одну смену. Что снижает процент ранних подъемов, которые наша прелесть ох как не любит.
Поев и встав из-за стола, как и положено, слегка голодным, вернулся в каюту. Радио расположено чрезвычайно неудобно - высоко, лежа с дивана не достанешь никак. В "жилой зоне нет ни одного крючка для одежды (есть в коридоре и в санузле). В санузле не помешал бы шкафчик или полочка для всяких принадлежностей. Полка над раковиной, наоборот, лишняя - мешает над этой раковиной наклониться.
Была встреча с культбригадой. Гитаристка (~), балалаечник (+++), баянист (?), физкультурница/танцовщица (+), собственно аниматоры (+), дискотечник (+). Был еще парнишка-пианист, студент-музыкант. На первый взгляд, это лучшая виденная мной культбригада! Народ активно подпевает. Хороший народ.
К сожалению, первое впечатление про народ и все остальное обманчиво, и дальше пришлось скучать. А лучшим массовиком-затейником из всех, с которыми приходилось иметь дело, по-прежнему остается Вольдемар (седой такой, с бородищей, композитора Добрынина чем-то напоминает, может кто знает?) из самого первого круиза в 1999 г. на "Ильиче". Ну а местный баянист, к сожалению - не Равиль (и все я про тот же "Ильич"). А Равиль с Эвелиной-большой, говорят, нынче на "Кучкине".
В 6 шлюзе помахал рукой сослуживцу, подъехавшему на велосипеде с дачи.
23.10. Радио работает. И когда же у них тут отбой? Ага, в 23.20. Конкретно ХОЛОДНО (на палубе)! Идем по каналу малым ходом, спасает только свитер под курткой. Уже жалею, что отстегнул дома подкладку. Эх, если бы можно было охладиться впрок...
Каюта в носу, окно закрыто, но я впервые в жизни слышу дискотеку! Бас-гитару, если конкретнее. Неприятно. Старею?
Трясет со страшной силой. Спать невозможно - голова болтается по подушке. А ведь каюта в носу! Такого не было на 588 и 305 - там все стучало, но спать было можно! Вставил в окно бумажку. Как оказалось, тряска на "Короткове" - неприятная спутница тихого хода.
Подъем в 8.30. Завтрак в 9.00. На улице +15, пасмурно, дождь. В завтрак наконец дали заказное меню на завтра. Меню напечатано на принтере - мелочь, а приятно.
Завтрак бедноват - нарезочка, булочка, творожная запеканка. Оказалось, сосисок я просто не дождался. И такая дребедень - каждый день, ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО подают. Хотя во всем остальном ресторан на высоте.
Похоже, меняют белье. Каждый день, что ли?! Нет, оказалось, каждый день - только маленькие полотенца, смена белья - раз в 4 дня (была 3 раза).
Прошли Калязин с локатором и колокольней.
Стоянка в Угличе. Погода отличная - прохладно и солнечно. То есть это на берегу она отличная, а на ходу - холод собачий. Смотреть в Угличе по десятому разу ни на что не хочется, просто совершил променад. Туристическая часть города активно прихорашивается, строится симпатичная гостиница на набережной.
От Углича идем полным ходом. Находиться на палубе (на солнце!) невозможно - холодно, встречный ветер, причем дует и в морду, и в ухо. А повернешься - он дует в другое ухо. Так можно и без ушей остаться.
Странно - возле Углича проблема с приемом MTS, есть BeeLine и Мегафон. В самом Угличе все Ок.
Вышли в Рыбинское в 20.30. Появилась небольшая волна, слегка покачивает. Больше нигде не качало. Стена в каюте скрипит.
Холодно. Замерз в свитере и куртке. Дождался Рыбинска, но уже темно.
Подъем в 7.30. Кострома. +13, холодно, солнечно. Ночью где-то в районе Ярославля гремели цепями - вставали на якорь. Бабушки возмущались, что мешают спать, и убедительно просили капитана бросать якорь потише, а лучше вообще не бросать.
На экскурсии разбили туристов на группы, всего 6 штук, разбиение сохранялось в течение всего рейса. Половина шла пешком по городу, половину везли в Ипатьевский монастырь. Потом автобусы вернулись и забрали вторую половину (нас). Катером везти в монастырь не захотели, а это как-то интереснее.
В небе самолеты выбрасывают парашютистов. Много выбрасывают, и самолеты большие. Похоже, учения.
В Ипатьевском монастыре не обнаружил древнего дерева перед красными палатами. Уж не помню, липа это была или дуб. Немного лип на территории осталось, но появилось ощущение пустоты. Причем говорят, что срубили деревья по плану, а не потому, что они погибли. Ну-ну. Радует, что пока еще не запрещают фотографировать. Холодно!
Уходим под "Бублички" в оркестровой обработке. Уместно. Не люблю Кострому.
Ресторан прокололся - обед занял ровно час. Каждого блюда ждал минут по 15. Рыба плохо прожарена, к десерту с мороженым не положили ложечки. Но! Рыбу предложили заменить на "параллельное" блюдо, а без ложечки в студенческие времена как-то прекрасно обходился, и к тому же она моментально появилась. В результате видим, что люди хотят и умеют работать, несмотря на проколы.
Заменили холодильник на работающий. Вышел, зашел через час - дверца настежь. Оказывается, проводница его размораживает. Какое-то у меня в каюте двоевластие.
Слушал концерт унылого балалаечника с унылой гитаристкой. Играют они вполне нормально, но где улыбка на лице? Надо приклеить! Вместе играли всякое народное и популярное, соло она закатила каких-то аргентинцев. Нет бы чего из Вайса сбацала... Она - студентка, он - вполне профессиональный артист.
В Плесе на экскурсию не ходил, прогулялся сам, поснимал с горы. На все ушло 2 часа, как ни старался я потянуть время. Еще час - просто проспал в каюте. 4 часа стоянки - слишком много, хоть место действительно хорошее. Неактуально по причине холода - в жару народ бы купался. (Фото1, Фото2) Ужин поздно, в 21 час. Развлекухи нет. Вместо кина болельщики выторговали футбол. Пожалуй, это действительно интереснее показываемых фильмов. Сигнал вроде поймали.
Дождался Кинешму в 23 часа, посмотрел на "Ильич", снимал практически в темноте. Все еще холодно, а в Москве, говорят, уже жара.
Солнечно, прохладно. Обещают до 25 в Нижнем. Болтаемся на якоре между шлюзами в Городце. Ремонтирую тапочки - оторвалась лямка. Во время завтрака - полная смена белья.
С жутким скрипом, как будто что-то сверлят (впечатление из каюты), минут 10 выбирали якорную цепь. Подруливающее в носу дает очень мощную струю и вибрацию - почти как от ходового винта. У 588 значительно слабее.
К Нижнему подошли вместе с атмосферным фронтом - ветер, тучи пыли, волны, черная туча (Фото1, Фото2)! Только без грома и молний. Есть мысль, что это к нам пришла теплая погода. А, вот и гроза!
Хорошо, что я не собираюсь на экскурсию - под дождем это неприятно. Вчера по каютам раздали анкеты - типа "ваши жалобы и предложения". Не в конце (в конце тоже было), а в начале круиза. Меня радует такая организация.
Теплоход идет четко по расписанию, прям с какой-то подчеркнутой педантичностью.
В Нижнем походил по центру, поднялся (!) на Чкаловский спуск, посмотрел на бронзового Чкалова. Город хорошеет. Впечатление усиливает относительно холодная погода (не люблю жару). Ох, чую, быть жаре в Казани!
Стояли ровно от дождя до дождя. Погода точно выдержала паузу в 3 часа нашей стоянки. Отход под "Сормовскую лирическую" без слов и "Прощание славянки". На берегу - толпа провожающих родственников членов экипажа.
Баянист проводит "волжские посиделки". Раздает желающим слова песен и играет. Каждый раз своя программа. Но как-то без огонька играет. Да, не Равиль!
За ужином произошло дорожно-транспортное происшествие - в нас въехал толкач. Шел параллельно-пересекающимся курсом, подошел близко, его притянуло, и стукнул он нас в районе кормы точно под моим столиком в ресторане. Причем вроде с приличной скоростью мы сближались, но удар практически не ощущался. В Казани посмотрел - борт на главной палубе слегка помят, матросы потом постучали кувалдой, выправили.
Холодно, пасмурно, ветер, +14. Какая тут жара - субъективно, это самый холодный день на маршруте. Идем в сторону Казани. Берега стали поинтереснее - вместо унылого песочка пошел известняк и красная глина, крутые берега поросли дубами и липами.
DmG принес печальное известие - в форуме пишут про закрытие Оки. И он, и я купили кругосветки на разных теплоходах, и теперь, похоже, пролетаем. Еще раз за лето идти СРВ-НН-СРВ неинтересно.
Сходил в бар. Чашечка кофе, мороженое с каплей ликера и чай = 210 р. Нехило. Сам бы я себя этим в Москве обеспечил рублей за 20 в самом расчудесном виде. Зато, говорят, отдачей денег карма чистится.
В Казани походили по кремлю, посетили этот их "храм Христа-Спасителя" - новодельную мечеть Кул-Шариф. В мечети металлодетектор. Он пищит, а всем пофиг. Завели по крутой узкой лестнице на гостевые балкончики, тетки стали фотографировать, хотя нельзя. В результате на выходе их четко остановил молодой человек и вежливо, но настойчиво потребовал стереть последние кадры - работает система видеонаблюдения.
Экскурсовод попалась татарка - не очень внятная, пожилая, но атеистка, т.е. взахлеб про святость икон не пела.
В "свободное время", 40 минут после официальной части экскурсии, пробежался пешком по местному "Арбату" - пешеходной улице. Здорово, красиво! Бронзовые скульптуры, фонтаны, да и архитектура приятная. Высоченная колокольня благородного вида из красного кирпича. Все-таки чувствуется, что многое в городе построено в 18 веке. Навевает мысли о Питере. (Фото1, Фото2, Фото3)
Пришло известие о смене программы в Чайковском - свободный день будет по пути вверх, а экскурсия по городу - на обратном пути. Потому что у них там День города намечается по пути вверх. Купил билет на доп. экскурсию в музей Чайковского в Воткинск. 350 р. однако. Зато все замечательно организовано - сказали выкупить до 11 утра завтрашнего дня на рецепшене, и все. Никаких очередей, продает администратор, каждый спокойно подходит и покупает.
Ветерок сильный, волны с барашками, впереди Камское Устье. И, черт побери, холодно, когда же это кончится!
Не качало.
Прошли Нижнекамск, подходим к Елабуге. Ночью шли полным ходом - вибрации нет совсем. На улице солнечно, +16, наконец-то нет ветра.
Провинциальный городок, народа не видно. По этой Елабуге возили 4,5 часа, хотя часа хватило бы за глаза! Музей Шишкина - неинтересно, хотя пройтись можно. Ради развлечения сфотографировал гитару, с многозначительным видом попросив разрешения зайти на территорию экспозиции, типа "я коллекционирую гитары". Музей Дуровой - стоит посмотреть. Цветаева - тоже мне, нашли великую поэтессу! А соплей-то сколько! Идеальный маршрут в результате такой: Чертово городище - музей Дуровой - музей Шишкина - могила Цветаевой. И хватит, народу нужно купаться.
В Елабуге хотел купить стильный значок с их гербом - дятлом, пень долбающим. Так кончились значки-то! И в прошлый приезд два года назад то же самое было. Непонятно мне это как-то.
В автобусе были проблемы с вентиляцией. Мужики (как ни странно) стали скандалить. Водитель хотел их послать, но не стал. Догадался просто открыть окна, т.к. вентиляция в результате совсем сдохла. Если бы было +32, в таком автобусе сдохли бы мы.
Обед снова растянулся на 45 минут. Однако я, похоже, просек, как бороться с этим ресторанным безобразием - надо опаздывать минут на 20-30, тогда у них блюда будут уже готовы к раздаче.
Нижнекамский гидроузел давит бетонной масштабностью. Разлив перед плотиной небольшой и стиснут холмами, а дальше идут малоприглядные топкие чахлые берега - широкая низкая ранина с большим разливом, ограниченная у горизонта холмами.
Уже Пермский край - местное время +2 часа к московскому. После захода солнца прошли устье Белой. Солнце село в 21.30 по Москве.
Завтра Чайковский, завтрак в 8, отъезд в Воткинск в 8.30. Это пугает - я-то умею быстро есть, а вот ресторан быстро подавать не умеет.
Чайковский. Пасмурно, дождь, +16. Прождали шлюзования до 8.40, проблемы с завтраком отпали сами собой.
Входим в Воткинский шлюз. 23 метра - "внушаеть". Теплоход умещается в него весь, со всеми надстройками, и еще над ним остается много-много места.
Путь в Воткинск по дамбе и суше - около часа. По пути в чистом поле у дороги видели молебен каких-то непонятных странствующих верующих. Похоже все-таки христианского толка.
Стекла в автобусе немытые и запотевшие, причем запотевшие ИЗНУТРИ, между стеклами, как мне кажется. Протирай, не протирай - не поможет. На другом берегу уже Удмуртия, разница с Москвой не 2 часа, а час (или я ошибаюсь?). Оказывается, Воткинск - крупный город, центр металлургической и прочей оружейной промышленности. Ну да, Ижевск же рядом.
В музее Чайковского первым делом угостили чаем с пирогами. В каретном сарае. (Вы часто пьете чай в сарае? Я - часто. На даче.) Чай 15 р., пирожок 7 р., пирожок с мясом - 10 р.
Экскурсовод долго водит по пустому фактически дому и долго трындит не по делу. Идем мимо детской, лежат две куклы. Нет бы рассказать об особенностях изготовления кукол и детском быте - начинает плести что-то про отношения с гувернанткой. А экспонаты как бы сами по себе.
Фотографировал цветы на клумбах, после дождя они смотрятся привлекательно. Кругом повылазили красные клопы и греются толпами на камнях. На что другое особо смотреть не на что. Видел в "парке" (несколько старых высоченных лип за домом) ворона.
Вообще места вдоль Камы явно не многолюдные - крик ворона и силуэт коршуна обычны для уха и взора соответственно.
По просьбе отца сфотографировал вид на дамбу слева от шлюза, которую он в начале 60-х годов молодым инженером строил. Я правда не понял, с какого "лева" ему хотелось, посчитал, что со стороны левого берега реки (глядя по течению вниз).
После отхода - обед. После обеда - экскурсия в рубку. Капитан - молодец! И язык подвешен, и доброжелательный, и порядок у него везде. Пожаловался, что в носовом подруливающем ему изъеденный кавитацией винт "отремонтировали" путем его обточки, снизив диаметр и ухудшив гидродинамику. В Чайковском из-за этого с трудом отвалили от стенки, а ветер был средненький.
Идем по Воткинскому водохранилищу, солнечно, особо не холодлно, но в тени куртку одел. В Москве, говорят, +29, и здесь из-за континентального климата должно быть еще жарче. Погодная аномалия.
Солнце село в 21.30. Хотя по местному это 23.30. Ветра нет, только ходовой, однако весьма прохладно.
Из развлекухи был какой-то дурацкий японский вечер с дурацкими детскими играми. Массовики, конечно, стараются, но не в том направлении.
Пермь. Обещают днем 18-21 без осадков. Довезли мы холод аж до Перми. Подъем в 6.30. Обед - сухой паек, пакеты не фирменные.
Подали как всегда 6 автобусов, мы поехали сначала по городу, потом в Кунгур. Другие наоборот - сначала Кунгур, потом обзорная. Впечатления от города блеклые, в прошлый раз Пермь показалась симпатичнее. У театра не выпустили (симпатичный парк!), в музей вооружений в Мотовилихе не заехали, вместо него был монастырь-новодел. Монастырь, впрочем, вполне симпатичный, НО! Эти пушки для меня - главная достопримечательность, а эта <экскурсовод> говорит типа: "Ну что, будем мы смотреть на эти пушки?" - с надеждой на "нет". Две бабки отвечают: "Нет, не будем". Я кричу, что будем, а она делает вид, что не слышит. Бежать к ней? Неудобно, да и не пролезешь быстро. И проехали уже. Причем я уверен, что этот пункт в программе стоит - в прошлый раз была экскурсия минут на 20. <Собака страшная>, просто в душу <нагадила>. Это они спешили, чтобы по пути в Кунгур пожрать успеть в кафе, там-то минут 30 стояли.
В пещере мы должны были быть в 13.15. Приехали вовремя, минут за 20. По пути в Кунгуре провели полчаса в "лавке гончара" - магазинчике, где всякой керамикой-камнями торгуют. Ну и я зашел, вроде шкатулочка сразу в глаза бросилась, и дешевая совсем, из белого такого камня, овальная, как льдинка, без всяких украшений. Хотел купить, достал деньги. Тут бабки набежали - "покажите то, и вот это, и эти шарики, только как они сбоку выглядят..." Я вежливо стою, жду с деньгами у кассы, мне ничего показывать не надо, я купить хочу. Короче, прихватили в результате и мою шкатулку. Сплошное расстройство. Думал, такие у пещеры на развале будут - ан хренушки; похожие, но не те, со всякими финтифлюшками-украшениями и другой формы.
В пещеру пошли всем автобусом - первая группа рассказывала, что их половинами водили. Вел экскурсию некий невнятный студент. Формально претензий к нему нет, но в прошлый раз была такая матерая горная ведьма! Народ себя ведет - е-мое. Встал у ограды - и смотрит вверх. Че у ограды-то стоять, отойди на шаг назад, все равно же вверх смотришь! А у меня фотоаппарат на штативе, ему не видно. Что успел, снял со штатива. Как ни странно, практически все получилось. Льда и инея в пещере еще меньше, чем два года назад, совсем мало, только в первых двух (?) гротах. (Фото1, Фото2)
На обратном пути водитель лихачил по черному - шел 110, лез всех обгонял, причем по встречке на подъеме. Все боялся, что по воскресным пробкам вовремя нас в город вернуть не успеет. Вроде без особых пробок обошлось, только Камаз какой-то, металлоломом перегруженный, минут 15 впереди тошнил, собрав изрядную очередь на дороге. Наконец, он догадался свернуть в карман. Один раз наш водила разогнался так, что потоком воздуха в салоне открыло люк в полу над задним мостом (почему не заперт?).
Отчалили строго по расписанию в 18.00 под двукратное "Прощание славянки". По столичному разряду. Что ж его два раза крутят? В Питере вроде оправданно - долго маневрировать приходится, а в остальных городах? Следование расписанию - это у капитана пунктик. Хороший пунктик.
Паек так и лежит в холодильнике. Завтра доем. Прокрутил в ремне очередную дырочку. Это не упрек ресторану - я собственно и ставил себе цель слегка похудеть.
Мы вплываем в зону тепла - первый нормальный вечер, стою на палубе на закате без куртки. В Чайковском обещают +25-28.
По трансляции звали всех желающих репетировать День Нептуна. Интересно, кого наберут таким макаром? Массовик должен уметь подойти к каждому ненавязчиво, но все же лично позвать - работа у него такая.
8.30, подходим к Чайковскому. +21, тепло.
Походил с экскурсией, попалась хорошая тетка-экскурсовод, говорила осмысленно, а не тараторила заученный текст. В картинной галерее, открытой специально для нас в музейный выходной, понедельник, экскурсовод еще лучше - говорила по делу и ровно столько, сколько нужно. Галерея в очередной раз понравилась. Похоже, сегодня первый жаркий день маршрута. Как бы в Чистополе не расплавиться.
На борту объявлен траур - под Иркутском разбился аэробус. Отменяется все развлекуха за исключением музыкальных мероприятий.
Вечер теплый. Когда проходим рядом с берегом - в лицо дует теплом, как из печки, когда ветер с воды - он прохладный. Впервые за рейс стоял после заката на носу в куртке, но без свитера.
На берегу видны качалки нефти. Сфотографировал на фоне горящего закатного неба, вроде получилось.
Идем к Чистополю, ночью прошли Нижнекамскую плотину, Набережные Челны и Елабугу. Уже +23 однако.
В Чистополе жарко, много асфальта, автобус без кондиционера и вентиляции (в прошлый раз вообще были городские - "жесткие"). Собор ремонтируют. Повели рядом с собором в музей уездного города - ничего особо интересного, но две громадные картины с пейзажами в стиле Шишкина - хороши! И прохладно там, в этом музее. Из музея - группу бросил и пешком ушел домой. Довольно далеко, минут 20 шел по жаре. Как здорово, что в каюте есть кондиционер!
Народ ездил (200 р. за машину) на частниках на индивидуальные экскурсии. Это самый правильный подход (и не только в этом городе). Другой вопрос - а что тут вообще смотреть?
После обеда на солнечной палубе провели праздник Нептуна. Что правильно сделано - стоит там надувной бассейн, и в нем плескаются всякие детеныши. От самого праздника я выдержал только начало - туфта какая-то в стиле КВН. Сочинили сценки и, запинаясь, разыгрывают. Причем запинаются сами ведущие. Лучше уж по старой доброй традиции - в незатейливых стихах и костюмах. ТщательнЕе, короче, надо репетировать. Ну и - не люблю находиться на ярком солнце и сильном ветру.
Зазывают на блины послезавтра - "с джемом, со сметаной, с икрой, и все под русскую водочку". Неохота, худею я.
Вечер простоял на палубе, снимая закат и идущих косяками в районе Камского устья встречных и попутных пассажиров. В частности, "Папанова". Завтра Чебоксары, подъем в 7 утра.
В Чебоксарах с утра солнечно, +20. Потом - жара.
Подошел "Гоголь" рейсом Пермь-СПб-Пермь. Идет домой, народ веселый и дружный.
На борту ожидается развлекаловка под грифом "Новый год". Так и хочется выйти на палубу и воскликнуть словами Водилы из Кунинского "Кыси": "Здравствуй, ж..., Новый год, приходи на елку!" Но, боюсь, большинство пассажиров не поймут. "Скоты-с." (прк. Ржевский).
Город в очередной раз понравился - чистый и красивый (Фото1, Фото2). Но очень жарко. В Козьмодемьянске по такой жаре никуда не пойду!
Сфотографировал "чебоксарское" облако. Не знаю, как и почему образуются такие облака, какие-то плоские и рельефно напоминающие пенопластовое потолочное покрытие, но обращаю внимание я на них второй раз, и именно в Чебоксарах. Хотя, если вдуматься, не так часто в Москве приходится вообще разглядывать облака.
На "Гоголе" совершенно чумовое настроение! Полное единение, все дружно машут на прощание руками, и народ там помоложе; у нас - ну просто одни пенсионеры и немного детей. Их агитбригада вытащила на наш борт динамики и устроила церемонию отхода с песнями и танцами "девушек-болельщиц". У нас этим даже не пахнет. Надо завязывать с четырехдеками - тоска зеленая.
В Козьмодемьянске чалились-корячились, якорь кинули, носовой конец цеплять некуда, одними лебедками кое-как притянулись. В 15.15, с 15-минутным опозданием. Но капитан тут же вышел в эфир, и совершенно убитым голосом принес извинения и сообщил, что продлевает стоянку на полчаса. Молодец капитан! Зачем только тут на жаре стоять? Купаться - так народ на острые камни жаловался. На экскурсию не ходил, был я уже здесь, и не проникся. Купил бутылку воды и провалялся всю стоянку в каюте, врубив кондиционер. Что-то он не шибко кондиционирует. Может правда - от забортной воды охлаждение?
Вокруг плавает множество селитерных лещей. Погода жаркая, ветра нет, и их издалека видно. Народ воодушевился - "РЫБА!" Идут разговоры, что неплохо бы закинуть удочку. Ага, поймать такого, выпотрошить, вынув длинного белого глиста, и сожрать. Не противно ли? Вот поэтому я не признаю леща за рыбу.
Все вокруг в сизой дымке. Безоблачное небо имеет больной белесый цвет.
Летает много цапель, сложив шею буквой Z. Вместо Камской тайги по берегам растут березы, весьма густо. И бережок песчаный, а не известняк с красной глиной.
Вниз по Волге шли в холод по вроде бы чистой воде. Сейчас стоит жара, вода цветет, ветра нет (по пути вниз был сильный ветер и рябь). Короче - какой же срач представляет из себя Волга! Цветущая вода, масляные пятна, пластиковые бутылки, размокшие картонные коробки...
Солнце ушло за лес в 21.30. Сильно красное - дымка. Но закат не удался - солнце ушло за тучу. Уже второй день так - ясно, ясно, а заката нет. Дымка оседает сыростью на перила, на одежду, на кожу. Довольно противно - как-то липко.
Делать совершенно нечего.
Стоим в Нижнем с 6.00 до 9.00 - техническая стоянка. Отошли без былой педантичности в 9.10 по полному чину - "Сормовская лирическая" и "Прощание славянки". На улице +24, и это только утро.
От Нижнего ползем с черепашьей скоростью до Городца. Это один из немногих участков, где Волга не разлита водохранилищем, а течет весьма узкой речкой между низкими берегами. Иногда идем по такой мели, что ходовая волна, расходящаяся за теплоходом, начинает перехлестывать через саму себя, как морской прибой, у самого борта. Ветра нет, солнца, к счастью, тоже нет - оно в густой дымке. Вроде даже не жарко.
Посмотрел по случаю мультик "Вэлиэнт - пернатый десант". Чушь - детский мультик. А ведь потом дети будут думать, что ястребы охотятся на голубей на открытых пространствах. Но не изображать же нацистских прихвостней соколами? Замерз, кондиционер в зале работает от души. Скоро обед.
За обедом шлюзовались, ощутимо прикладываясь об стенку. Что-то здесь не так. И время вроде капитанское (13.40). Может шлюз особенный, сильно болтающий (нижний в Городце)?
За столом обсуждаем культурную программу. Сошлись на том, что она хреновая. Кино - дурацкое, игрища - примитивные.
После Городца вышли в Горьковское водохранилище. Небо сулит кратковременные дожди и грозы, солнца нет, довольно живописно громоздятся облака. Штиль.
К вечеру облака рассосались, превратившись в дымку. Над водой она довольно плотная - легкий туман (Фото1, Фото2).
Прошли Кинешму - фабрики работают, "Ильич" стоит.
22.30. Лег спать. Радио включено - побудка ведь утром будет. И вынужден я слушать какую-то гнусную передачу, кажется, Авторадио. Мужик звонит в студию, ведущий с ним <пустомолет>. Долго так, с расстановочкой, ни о чем, минут на 15. Ни звонящему, ни ведущему сказать совершенно нечего, но это тянется, и тянется, и тянется. Борщов ведущий. Неужели нечего передать больше по трансляции?!!
Полночь. По времени - Плес. Включили свет на палубе, работаем подруливающим (все трясется). Пристаем? Оказалось, кому-то из пассажиров стало плохо, вызывали скорую. Сняли его или остался на борту - я не в курсе.
Ярославль, за бортом солнечно, +20. Это радует, но радость обманчива - на берегу жарко. Подъем в 7.30. В 9.00 повезут на автобусах, причем не "челночным", а человеческим рейсом, когда у каждой группы есть свой автобус. Я только не понимаю, зачем эти понты и зачем в Ярославле автобусы? Ведь все объекты находятся вблизи от набережной, 3 квартала в ширину, 2 в глубину.
Погулял 3 часа, периодически встречая "свои" экскурсионные группы. Обошел эти самые кварталы вдоль и поперек, правда, не заходя ни по каким туристическим адресам. Предпочитаю ходить и смотреть, а не стоять и слушать.
Ярославль - мой любимый город. Он просто, как бы это выразиться, стоит где стоит, исполненный спокойствия и самоуважения. Старинный, зеленый и белый, с богатой историей, и вместе с тем современный и деловой.
Отошли "уважительно", хотя и не по столичному разряду - вместо "Прощания славянки" был другой марш в исполнении духового оркестра.
Выше Ярославля пропало покрытие МТС.
Методист расписывает жизнь в проплывающем по правому борту Толгском монастыре. Был я там раньше, кедры сквозь решетку калитки видел краем глаза. Кедры красивые, а "ориентировочная сумма пожертвований за квас - 3 р. за стакан". Народ же восхищался энергетикой и святостью места. К счастью, это было давно, 2 года назад.
Натянуло вчерашние дымку и тучи, солнце больше не жарит, и это очень хорошо. В Рыбинск опаздываем как минимум на час, потому что те, кто прокладывал маршрут и составлял расписание, просто поделили длину участка пути на крейсерскую скорость теплохода и не учли, что участок сложный, и идти полным ходом мы ну никак не можем. Капитан снова выходит в эфир и очень-очень извиняется.
Какой-то урод на моторке прошелся вдоль самого борта. Могло и притянуть, как тот буксир под Нижним Новгородом. Впрочем, длина у моторки небольшая, нужно совсем уж вплотную подходить.
Зовут записаться у администратора на "гала-концерт", который завтра. Потом массовики желающих сами найдут. Ну сходил, записался, решил песенку под гитарку спеть. И правда, наши меня, после обеда на следующий день.
Пришли в Рыбинск. Смотреть совершенно не на что! То есть нет, посмотреть можно, но минут за 30, а экскурсоводы все трындят и трындят, а смотреть все не на что и не на что... Собор с суши фотографировать неудобно, ремонт идет, Биржу - еще туда-сюда. Внутри этой Биржи музей, четыре экспоната (утрирую), и около каждого опять сонным тихим голосом, минут по 5 - тыр-тыр-тыр, тыр-тыр-тыр. Плюнул я и ушел. Вроде там картинная галерея есть - не пошел, достали экскурсоводы, всякое настроение отбили.
Вначале тоже удумали - выставили детский ансамблик какой-то колядкой на дороге с причала гостей встречать. Ну, они поют. Народ вышел, остановился. Они все поют и поют. Народ уже весь собрался, уже сам по берегу пошел. А тетка местная, экскурсоводша главная, еще недовольна: "Ну, раз вы не захотели наших детей послушать!.." А чего их слушать? Мне лично не нравится, я не слушаю. Хочешь, чтобы слушали - сделай так, чтобы нравилось. "Маэстро, урежьте марш!"
Перед выходом на берег просили закрыть окна - будет помывка стен из шланга. Пришел, переоделся, нос на палубу высунул - капает. Минут через 10 снова высунул - снова капает. Я думал, что моют, но оказалось - идет дождь.
С воды, однако, историческая часть Рыбинска смотрится - просто загляденье! Покажи кому не знающему - и не скажет, что Рыбинск.
Идем по Рыбинскому водохранилищу. Как-то незаметно достоял на палубе до 23.30 - все казалось светло. Завтра в 7.00 Мышкин, в 9.00 - завтрак. Интересный ход - экскурсия до завтрака. Но оно и к лучшему - можно не ходить и выспаться. По первому разу я в Мышкин рвался, все-таки сам коллекционирую, правда не мышей, а крыс. Но что-то он мне разонравился. Наверное, после того, как нарвался на экскурсовода, говорившего в 3 раза больше нужного. Не выношу <болтовни>!
Мышкин. 7 часов утра. Стоим. Сплю. +20.
Потом поднялся, сбегал на берег, ничего не купил, дал мальчику со скрипкой 100 р. - Баха играл, хоть и плохо.
Не жарко. В 11.30 прошли Углич.
Вчера записался на концерт. Что дальше - непонятно. А, нашли меня все-таки организаторши культмассовые.
Порепетировали. Бардак. Дети орут. Песни будут с микрофоном, так и репетировать надо с микрофоном. Любая самодеятельность должна быть отрепетирована, "делай хорошо - как всегда само получится".
С 17 до 18 часов техническая стоянка в Кимрах, визит санитарного врача, вынос твердого мусора.
"Московское время 19.30 - мы приглашаем вас на капитанский ужин!" Всё в белом, все в белом - столы, официантки, капитан. Строй официанток в парадных мундирчиках - незабываемое зрелище. Красное вино. Дубненский шлюз. Пролилось, однако. Все остальное - прекрасно! Все фотографируются на память, обмениваются адресами. Капитан подходит к каждому столу, произносит тосты (Фото1, Фото2).
Концерт самодеятельности - хороший. Все-таки нормальный в этом плане народ. Под мою гитару пела песню дама, после нее струны "уползли" (новая гитара, характер еще не очень знаком), выхожу я - е-мое! Стыдно. Надеюсь, слушатели не очень заметили. И почему строй не проверил?
Лег в полночь. На юге видны зарницы. Канал прямой, как стрела. Комары! Идем самым малым ходом, берега совсем рядом, вот и налетели.
В номера специально раздали конвертики под чаевые. А делить, типа, будут на собрании с участием всех служб теплохода.
Теплоход на малом ходу яростно сотрясается сверху донизу.
Идем по Глубокой выемке канала, до СРВ 15 км. Подъем в 8.30, +17. Не опаздываем.
После завтрака упаковывал вещи, проходя под мостами окружной. В район СРВ пришли около 10, высадка в 11 на нулевом причале (у грузового порта). Так капитан очень медленно прошел вдоль всех причалов, показал нам шлюзы, ведущие к Москве-реке, где я никогда и не был, так же медленно вернулся. И причалили мы около 11.
Капитан - замечательный!
Судовождение - изредка прикладывались.
Команда - не видел, т.е. дисциплина на высоте.
Методист - замечательный!
Организация всего - в целом на отлично. С автобусами только шероховатости.
Обслуживающий персонал - великолепно. Начать хотя бы с ежедневной смены полотенец!
Ресторан - отлично, скинул 4 кг, со 105 до 101. Но очень долго носят.
Трансляция по радио - плохо, в основном эфирное радио, причем, похоже, "не глядя", т.е. особо не заботясь, что собственно передается.
Аниматоры и культпрограмма в целом - три пишем, два в уме. Меня устраивал только инструментальный дуэт.
Про бары ничего не скажу, особо не ходил, единственно - директор ресторана в первый же день приносила огромные извинения в связи с бардаком с акцизными марками и скудным ассортиментом спиртного.
Общее впечатление тем не менее - отлично. Замечательный теплоход, четкая организация, люди работают "с огоньком".